УСЛУГИ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ 

Разработка экологической документации для предприятий. Экологический консалтинг и аутсорсинг.

О необходимости наших услуг

Перед руководителем каждого предприятия встает вопрос: вести экологический учет или нет? И если да, то как это организовать?

Экологический учет необходим если предприятие оставляет негативный экологический след в результате своей деятельности. А вот как его организовать (привлечь стороннего эколога по договору (на экологический аутсорсинг или создать отдел), зависит оттого, какой объем вредных отходов или выбросов производит предприятие.

Существуют объективные причины по которым руководители предприятий не нанимают специалистов в области экологической безопасности.

Давайте рассмотрим конкретный пример, который отражает реальную картину сегодняшнего дня.

Предприятие успешно работает, производит продукцию на протяжении десятка лет. На полке в каком-то отделе стоят папки с минимальной разрешительной документацией, которая была сделана для отвода глаз(руководитель отдела или специалист знает что это папки по экологии и на уточняющие вопросы может ответить примерно следующее: «Нас заставили сделать это год назад, что там не знаю и вообще - я не специалист и у меня своей работы хватает»). Налоговая декларация по экологическому налогу подается добросовестно. Прихода инспекторов пока не ожидается. Ну и слава Богу! Живем, работаем, зарабатываем.

При этом руководитель предприятия понимает, что цена за экологическое сопровождение немалая, а ведь это не сырье и не продукция, а «какие-то бумажки». И решает –обойдемся как нибудь. На крайний случай – заплатим штраф. Это же дешевле чем платить за «какие-то бумажки» подрядчикам или штатному работнику.

На первый взгляд все выглядит логично. НО! Такое решение ошибочно.

Ведь согласно Кодексу Украины об административных правонарушениях относительно сферы охраны природы, прийдется уплатить штрафы за ущерб экологии и все равно разработать недостающие документы и регламенты. Только теперь это выйдет намного дороже с учетом штрафов и возмещения ущерба окружающей среде.

Если рассматривать вопрос с точки зрения рискориентированного подхода, то согласно Закона Украины от 25.06.91 г. № 1264-XII "Об охране окружающей природной среды", при нарушении природоохранного законодательства должностные лица государственных экологических инспекций вправе временно ограничивать или приостанавливать деятельность предприятий и эксплуатацию объектов, в том числе строительства, реконструкции и расширения объектов, опломбировывать помещения, оборудование и аппаратуру предприятий.

Вот и получается, что хоть круть-верть, хоть верть-круть, а нести затраты на экологию прийдется.

Что получит предприятие при найме эколога?

1. Эколог поможет разработать разрешительную документацию, а при ее наличии проверит ее и актуализирует.

2. Эколог организует ведение отчетности;

3. Организует обучение персонала, который задействован в обращении с отходами;

4. Эколог организует производственно-экологический контроль, разработает мероприятия по охране окружающей среды;

5. Будет квалифицированно производить расчеты экологического налога.

6. Организует систематический учет показателей негативного воздействия. Это может быть особенно важным в том случае, когда накопленные данные замеров могут стать аргументом в пользу предприятия в спорных вопросах.

7. Если возникнет необходимость, эколог оперативно произведет расчет ущерба от экологической аварии, проведет экологическое обследование.

Итак, решение принято: эколог на предприятии необходим.

Остается решить организационный вопрос – штатный эколог или подрядная организация? Попытаемся объективно оценить какой вариант лучше.

Штатный эколог.

Положительные моменты.

Постоянно находится на предприятии, владеет ситуацией в реальном режиме времени. Может быть привлечен к решению любых других задач, поставленных руководителем. Владеет корпоративными правилами.

Отрицательные моменты.

Руководитель должен отдавать себе отчет в том, что задачи стоящие перед экологом предполагают наличие у него профильного образования (или достаточной компетенции). Эколог должен знать нормативные документы и владеть законодательными требованиями, иметь возможность отслеживать изменения законодательства. Он должен быть экспертом и по выбросам в атмосферу, и по образованию отходов, и по водным ресурсам (сбросам в водные источники), и по проведению лабораторных замеров. Не лишними будут знакомства с представителями проверяющих органов, которые, в случае необходимости, смогут предоставить квалифицированную консультацию для предотвращения возможных нарушений экологического законодательства.

Найти в штат такого эколога является сложной задачей. Да и заработную плату высококвалифицированный работник запросит немалую (соизмеримую с оплатой услуг подрядчика). Создание же экологической службы обойдется еще дороже и содержать ее может себе позволить только крупное предприятие.

Не стоит упускать из виду и тот факт, что штатный эколог (как и любой другой работник) стечением времени интегрируется в коллектив (налаживает приятельские отношения, попадает в зависимость) и не всегда может беспристрастно оценить ситуацию или повлиять на нее.

Штатный сотрудник на ставке может попросту просиживать время, тратить его непродуктивно, выполняя минимум работы.

Еще одним существенным недостатком штатного эколога является сменяемость работников(экологов в том числе). Нередки случаи, когда неудовлетворенные работодателем сотрудники намеренно закладывают мину замедленного действия: изымают разрешительную документацию (восстановление которой стоит больших денег), разглашают конфиденциальную информацию, …

Подрядная организация или экологический аутсорсинг.

Аутсорсинг — это инструмент менеджмента, представляющий собой передачу второстепенных бизнес-процессов подрядной организации. Он широко применяется на больших, средних и малых предприятиях. Для последних услуга наиболее актуальна.

Положительные моменты.

Наличие договора с подрядной организацией на выполнение экологического сопровождения предприятия обеспечивает значительную экономию для средних и малых предприятий. Например, при работе с ФОП Морозова Е.А. нет единого прайс-листа. При определении стоимости услуг учитывается фактический объем работ, сроки их выполнения. Помимо сказанного, заключение договора с подрядной организацией приводит к уменьшению совокупного фонда оплаты труда. Это, в свою очередь, обеспечивает снижение затрат на отчисления в социальные фонды и налоговые платежи.

При этом руководитель предприятия знает, что подрядчик несет ответственность за корректность и полноту расчетов, обязан сопровождать предприятие при проведении проверок соблюдения экологического законодательства. При подписании акта выполненных работ подрядчик предоставляет полный отчет о проделанной работе. Таким образом, подрядная организация несет финансовую ответственность.

Любая подрядная организация осознает, что не является единственной на рынке услуг в области экологического сопровождения и поэтому, для того, чтобы нормально работать и получать прибыль, должна максимально удовлетворить потребности заказчика. Работы должны выполняться точно, в срок, без замечаний.

Подрядная организация независима в своих оценках и руководитель может увидеть реальное положение дел на своем предприятии.

Немаловажным является тот факт, что договором с подрядчиком, как правило, предусмотрена конфиденциальность, а также другие важные нюансы сотрудничества.

Отрицательные моменты.

Удаленность, отсутствие текущего контроля за этапами выполнения работ.

Риск низкого качества работы. Дело в том, что все подрядчики позиционируют себя как высокопрофессиональных исполнителей. На самом же деле, качество выполненных работ можно оценить только после фактически оказанных услуг.

Вывод напрашивается сам собой.

Достоинства наличия штатного эколога на предприятии меркнут на фоне заключения договора на экологическое сопровождение с подрядной организацией.